Взаимосвязь мышления и речи. Психология общения. Энциклопедический словарь - единство мышления и речи общения и познания Единство мышления и речи психология

Мышление и речь. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи в исследованиях Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

План ответа

    Мышление и речь.

    Язык и речь.

    Виды и функции речи.

Ответ:

    Мышление и речь.

Взаимосвязь мышления и речи проявляется в их взаимном влиянии на развитие друг друга. Так речь, проникает в мышление, становясь внутренней. Но изначально она также связана с мышлением, когда является внешней эгоцентрической речью. Формирование такого мыслительного акта, как планирование основывается как раз на феномене эгоцентрической речи, которая по мнению Л.С. Выготского переходит во внутреннюю. Сначала существует проговаривание действия внешнее, а потом его проговаривание внутреннее (переход в процессе развития), что является предиктором самого действия. И уже после происходит реализация действия.

Внутренняя речь – это речь про себя, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. При формировании умственных действий происходит образование обобщенных ассоциаций и семантических комплексов. Внутренняя речь обладает как функцией смыслового обобщения, так и функцией смыслового запоминания. При помощи внутренней речи происходит логическая переработка информации, получаемой из вне по различным каналам, таким образом внутренняя речь является центральным механизмом мышления или умственной деятельности. Хотя в зарубежной психологии существует другой подход к оценке внутренней речи, она понимается как начальный этап порога психолингвистики. Внутренняя речь имеет особенности:

1) ее синтаксис фрагментарен, отрывочен и сокращен (мама дай), сокращается подлежащее и связи между ними, центром является сказуемое.

2) структура внутренней речи предэкватна, т.е. относится к конкретному времени, действию или состоянию. Продуктивность тесно связана с планированием преобразования данной конкретной ситуации (Ванька отдай велосипед).

3) сокращается фонетическая сторона, она оказывается почти без слов, слова сокращаются, структурируются так, что значимая сторона слова (например корень) становится доминирующим.

4) во внутренней речи смысл начинает преобладать над значением слова, но значение слова в речи ребенка может претерпеть искажение и может быть непонимание между людьми в общении, более того смысл слова индивидуален, т.к. связан с эмоциями, чувствами, мыслями, ассоциациями. Смысл слова для разных людей различен, хотя его звуковое выражение одинаково.

    Язык и речь.

Речь – это исторически сложившаяся форма людей, посредством языка речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка. В свою очередь этот язык – это системы фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык – это сложное диалектическое единство. Т.к. речь под влиянием ряда факторов (пример: развитие науки и т.д.) изменяется и совершенствуется. Речь сама по себе в фонетике – это генерация различных акустических явлений (звуков) на основе работы артикуляционного аппарата. Речь это сложное явление.

Язык должен быть одинаковым для всех людей данного этноса. Язык допускает индивидуальное своеобразие, в речи каждого человека выражается его собственная личность, его психологическая сущность. Язык отражает психологию народа, который его создал, связан с культурно-экологическим аспектом. Язык развивается независимо от конкретного человека, хотя отдельный человек может придумать слово и комбинацию слов, которая в дальнейшем войдет в состав языка (Маяковский придумывал слова).

В онтогенезе усваивая язык как общественно фиксированную систему ребенок одновременно с языком овладевает логической формой и операциями мышления (речь как средство реализации разных операций мышления) – анализ, синтез, класс – речь делиться на продуктивную и рецептивную. Это пассивное слушание речи и обязательное ее понимание, включая возможное проговаривание слушателем конкретного слова (человек может проговорить за тем, кого слушает), в этом случае достигается полное понимание речи.

Отличия речи и языка: 1) язык относительно стабилен, речь ситуативна, 2) язык - надиндивидуального происхождения (нет автора), 3) речь индивидуальная, 4) характер научения: язык - теоретически, речь – стихийно, без организованного обучения. 2 гипотезы: жесткая – родной язык влияет на человека, определяет его мышление, мягкая – язык влияет на мышление, против этих гипотез: область цветоразличения: в разных языках разное кол-во слов обозначающих цвета, оттенки. Поэтому нельзя точно определить: культура влияет на мышление или наоборот.

    Виды и функции речи.

Виды речи:

    Внешняя и внутренняя речь. Внешняя – громкая, устная речь. Внутренняя формируется из внешней. Внутренняя речь имеет функцию планирования, регулирования. Она предикативна: намечает, составляет схему, план. Свернута, протекает короткими вспышками.

    Диалогическая и монологическая речь. Диалогическая – попеременно с кем-то другим. Более ранняя и простая. Монологическая – речь одного лица, обращенная к другим. Более сложная. Содержание и внутренние ресурсы должны быть очень большими, потому что никто не подскажет и не поможет.

    Устная и письменная речь. Устная – более ранняя, простая, ситуативная. Ей человек обучается обычно сам. Письменная – более поздняя, сложная, контекстная речь. Ей учатся у других людей.

    Описательная речь – связана с восприятием и представлением, самый сложный вид речи.

Функции речи:

    Коммуникативная – средство общения или сообщения.

    Экспрессивная – выражение эмоционального состояния, это проступает в ритме, паузах, интонациях, модуляциях, стилистических особенностях.

    Регуляторная – человек с помощью речи регулирует свои и чужие действия и психические процессы, состояния.

    Интеллектуальная – подвиды: индикативная (указание), номинативная (называние), сигнификативная (обозначение), программирующая – построение смысловых схем речевого высказывания.

    Проблема эгоцентрической речи в исследования Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

Для Пиаже мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую (речи для себя) к социализированной. Для Выготского-от социализированной формы через эгоцентрическую (речи для общения с другими) к внутренней речи.

Пиаже рассматривает эгоцентрическую речь как «отмирающую речь», а не как промежуточный этап на пути формирования внутренней речи, что характерно для Выготского. В этом было их различие в рассмотрении эгоцентрической речи.

Пиаже: Давление среды => социализация =>эгоцентричная речь => социализированная речь. Речь, таким образом, становится психически внутренней раньше, чем она становится действительно внутренней. Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуализированному.

Выготский : овладение речью (социализация, интериоризация) ->эгоцентрическая -> внутренняя, т.к. растет произвольность Она становится средством мышления, т.е. начинает выполнять функцию образования плана решения задачи.

Для Пиаже все же основной догмой остается положение, что ребенок непроницаем для опыта. Установленные Пиаже закономерности мышления ребенка, нельзя обобщать на всех детей, т.к. так развивается мышление того ребенка, которого он изучал; говоря, что до 7 лет ребенок больше мыслит эгоцентрично, чем социально – основывается на том, что он не учитывал влияние соц. ситуации.

- 75.00 Кб

Тема « Единство мышления и речи»

Введение 2

1. Речевой и интеллектуальный феномен – слово. 3

2. Взаимоотношения языка и мышления. 5

3 Языковое мышление. 7

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Введение

"Мысль не выражается в слове, но совершается в нём.

Можно было бы поэтому говорить о становлении

(единстве бытия и небытия) мысли в слове."

Л.С.Выготский.


Когда мы говорим слово "речь " мы предполагаем - Человека разумного, а человек разумный, владеющий cловом это - определённый тип мышления.
В античные времена родилась хорошо нам известная поговорка - " Кто ясно мыслит - тот ясно излагает ". Индивидуально изложенная мысль с помощью слов языка - это речь человека, в которой, как в глади зеркальной воды отражены его мысли, уровень мышления, а уровень изложения, как образ, форма и отражение находятся вместе и одно проектирует другое.
В речи раскрывается способность человека видения частного и целого, мыслительных процессов анализа и синтеза. Способность передать свою мысль и выразить свои ощущения, связанные с этой мыслью через слова, предполагает определённый уровень развития мыслительных процессов, а так же определённый уровень развития психофизических данных человека, накопленный им индивидуальный чувственно духовный опыт.
Речь человека, как и мышление неповторимы, хотя и строятся на одном и том же материале - мыслительных процессах и языке.
С помощью речи и мышления строятся картины видения этого мира.

Начиная от зарождения языка и речи, отражённой человеком в летописях, дошедших до нас в памятниках древности, мы видим параллели проходящие между словом, языком, речью, мышлением, сознанием, уровнем постижения духа, души, разума, отражающие постижение человеком мира и себя в этом мире. Мы могли бы провести параллели между рождением и ростом культуры человечества и человека, поскольку только человеку принадлежит понятие - культура. В том понимании духовности, творческого процесса, постижения и раскрытия себя, которое мы вкладываем в это слово.
2

1. Речевой и интеллектуальный феномен – слово.

Мысль и слово не связанны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова. Единицей, отражающей в наипростейшем виде единство мышления и речи, является значение слова. Значение слова это такое далее неразложимое единство обоих процессов, о котором нельзя сказать, что оно представляет собой: феномен речи или феномен мышления. Слово, лишенное значения, не есть слово, оно есть звук пустой. Следовательно, значение есть необходимый, конституирующий признак самого слова. Таким образом, значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом. Исследование раскрыло, что значения слов развиваются. У ребенка развитие значения слова может сводиться только к чисто внешним и количественным изменениям ассоциативных связей, объединяющих слово и значение, к обогащению и закреплению этих связей. В функционировании речевого мышления у зрелого развитого человека нельзя найти ничего, кроме непрерывного линейного движения в одной плоскости по ассоциативным путям от слова к его значению и от значения к слову. Понимание речи заключается в цепи ассоциаций, возникающих в уме под влиянием знакомых образов слов. Выражение мысли в слове есть обратное движение по тем же ассоциативным путям.

В современной структурной психологии отношение между мыслью и словом представляется как простая аналогия, как приведение к общему структурному знаменателю того и другого. Слово входит в структуру вещи и приобретает известное функциональное значение. Таким образом, связь между словом и значением представляется как структурная связь. Значение слова неконстантно. Оно изменяется в ходе развития ребенка. Оно изменяется и при различных способах функционирования мысли. Оно представляет собой динамическое образование. 3

Природа его раскрывается прежде всего, в обобщении, которое содержится как основной и центральный момент во всяком слове, ибо всякое слово уже обобщает. Отношение мысли к слову есть, прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно - от слова к мысли. Единство речи есть сложное единство, а не гомогенное и однородное. Смысловая сторона речи развивается от целого к части, от предложения к слову, а внешняя сторона речи идет от части к целому от слова к предложению.

Мысль и слово оказываются с самого начала вовсе не скроенными по одному образцу, между ними существует скорее противоречие, чем согласованность. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль совершается в слове. Поэтому противоположно направленные процессы развития смысловой и звуковой сторон речи образуют подлинное единство именно благодаря противоположной направленности.

2. Взаимоотношения языка и мышления.

«Мыслить - значит говорить с самим собой...

Значит внутренне (через репродуктивное воображение)

Слышать себя самого» (И. Кант).

Задолго до рождения научной психологии возникла идея о неразрывной взаимосвязи, взаимопроникновении и функциональном единстве высших можно условно выделить три основные модели взаимоотношения языка и мышления. Согласно первой и наиболее ранней из них, процесс мышления обходится без участия языка, а в языковую форму облекаются только результаты мыслительной и познавательной деятельности (античная философия, Кант, Локк). Во второй модели постулируется идентичность структуры мышления, языка и познаваемого мира (Л. Витгенштейн). Основное положение третьей модели формулируется так: язык и коммуникация выступают как условия возможности любой формы мышления и познания (современная философия языка), форм мышления и речи.

Согласно Л.С. Выготскому, психическое развитие выражается в поэтапном формировании не только отдельных функций, но и сложных отношений между ними, т.е. межфункциональных связей психики. Результатом развития и усложнения «отношения мысли к слову» становится особая психическая функция, присущая только человеку, - вербальное / речевое мышление. Неразложимую единицу анализа речевого мышления, сохраняющую все его специфические системные свойства, Л.С. Выготский усматривал во внутренней стороне слова - в его значении. Именно в значении слова, которое долгое время оставалось скрытым от исследователей, как другая сторона Луны, и которое несводимо к простой ассоциативной связи между звуком речи и представлением, - именно в этой точке обнаруживается «узел единства» мышления и речи. 5

Поскольку значение всегда предполагает обобщение, т.к. подразумевает не какой-то единичный предмет, но группу или класс предметов, то оно представляет собой явление, одновременно речевое по своей природе и относящееся к области мышления. В значении интегрируются две основные функции речи и достигается «единство обобщения и общения», мышления и коммуникации. Специфически человеческие формы общения опосредованы речью, которая являет собой не просто манипулирование знаками, но передачу значений от одного коммуникатора к другому, что, в свою очередь, требует особой мыслительной операции - обобщения. То, что сложные формы понятийного мышления складываются одновременно со становлением внутренней речи, что оба эти процесса протекают в теснейшей взаимосвязи и неотделимы, невозможны один без другого, давно стало общепризнанным эмпирическим фактом. Это лаконично и точно выражено в известном тезисе Л.С. Выготского: «Мышление есть «немая» и свернутая внутренняя речь, тогда как речь - это озвученное мышление».

3 Языковое мышление.

Как реальность и как объект исследования мышление составляет какую-то сторону (элемент) сложного органического целого - всей общественной деятельности человека, или, если брать ýже, его психической деятельности. Мышление неразрывно связано с другими сторонами (элементами) этого целого: с процессами труда, с чувственными, волевыми, эмоциональными процессами, с процессами общения и т.п.; с одними из них - прямо и непосредственно, с другими - косвенно и опосредованно. Отделить мышление от этих других сторон общественной деятельности человека можно только в абстракции. Кроме того, мышление является такой стороной общественной деятельности человека, которая сама по себе недоступна непосредственному восприятию. В то же время знание о мышлении, как и всякое другое знание, возникает и может возникнуть, очевидно, только из чего-то непосредственно данного, непосредственно воспринимаемого. Таким непосредственно данным материалом, на основании которого можно исследовать мышление, служат все внешне выражаемые элементы поведения людей и в первую очередь являются речь и ее продукт - язык. Так же как и мышление, язык составляет какую-то сторону (элемент) общественной деятельности человека и не может быть отделен от ряда других сторон этой деятельности, в частности от мышления и процессов общения: определенные звуки, письменные знаки и движения могут быть и являются знаками языка лишь тогда, когда в них выражены определенные мысли и они служат целям взаимного общения. Мышление не является самостоятельным, непосредственно данным, непосредственно воспринимаемым объектом исследования; оно дано нам прежде всего в языке, или, вернее, нам дан язык, в котором, в частности, осуществляется мышление. Но и язык, с другой стороны, существует только в неразрывной связи с мышлением.

Приступая к исследованию мышления или языка как проявления мышления, мы не можем взять уже в исходном пункте язык и мышление отделенными друг от друга, а должны взять единое, выступающее какой-то своей стороной на поверхность и внутренне еще не расчлененное целое, содержащее в себе язык и мышление в качестве сторон. Мы будем называть это целое «языковым мышлением», подчеркивая тем самым его внутреннюю нерасчлененность. Всякая мысль выражается в языке, всякое языковое проявление есть осуществление мысли. Мышление оказывается не субстанциальным образованием и не атрибутивным свойством какой-либо субстанции, а взаимосвязью особого рода, элементами которой являются знаки языка. В зависимости от характера расчленения при исследовании взаимоотношения языка и мысли, с точки зрения Л.С.Выготского существует несколько направлений:

Первое направление не могли не только решить, но даже поставить правильно вопрос об отношении мысли к слову. Ведь если мысль и слово совпадают, если это одно и то же, никакое отношение между ними не может возникнуть и не может служить предметом исследования, как невозможно представить себе, что предметом исследования может явиться отношение вещи к самой себе.

Второе направление, по мнению Л.С.Выготского, не дает удовлетворительного решения проблемы. Разложив речевое мышление на образующие его элементы, чужеродные по отношению друг к другу, - на мысль и слово, исследователи этого второго направления пытаются затем, изучив чистые свойства мышления независимо от речи и речь независимо от мышления, представить себе связь между тем и другим как внешнюю, механическую зависимость между двумя различными процессами. Но с ними, считает Л.С.Выготский, происходит то же, что произошло бы со всяким человеком, который в поисках научного объяснения каких-либо свойств воды 8

(например, почему вода тушит огонь или почему к воде применим закон Архимеда) прибегнул бы к разложению воды на кислород и водород как к средству объяснения этих свойств. Он с удивлением узнал бы, что водород сам горит, а кислород поддерживает горение, и никогда не сумел бы из свойств этих элементов объяснить свойства, присущие целому. Именно в таком положении, по мнению Л.С.Выготского, оказались представители второго направления: само слово, содержащее в себе (как живая клеточка) в самом простом виде все основные свойства, присущие речевому мышлению в целом, они раздробили на две части - на знак и значение. Но знак языка, оторванный от мысли, теряет все свои специфические свойства, которые только и делают его знаком человеческого языка и выделяют из всех остальных природных процессов и явлений. Точно так же значение, оторванное от материальной, звуковой стороны слова, превращается в чистое представление, в чистый акт чувственности. Специфика мышления исчезает и здесь.

Описание работы

Мысль и слово не связанны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова. Единицей, отражающей в наипростейшем виде единство мышления и речи, является значение слова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Речь и язык

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Исследования психологов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности. Структура языка оправдывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается не только объектами материального мира: слово может ободрить человека и уязвить, унизить и возвысить. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мысль существует в слове и выражается в слове.

1 . 1 По нятие о языке и речи

Язык - объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяет как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями (отношение слова к обозначаемому в реальности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое общение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими. Недаром говорят: «Язык - музей мысли». Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мёртвым. Как явление духовной культуры, язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Таким образом, в языке аккумулированы величайшие жизненные ценности, созданные предшествующим поколением.

Речь - это процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь, а не язык, относящийся к явлениям духовной культуры. В чём же отличие речи от языка и какие функции выполняет речь как психическое явление? Для ответа на поставленный вопрос полезно рассмотреть этапы становления речи индивида. Развитие речи представлено в нескольких аспектах.

Первый аспект - развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесение фонем родного языка. Его начало связано с пулением и лепетом - речевыми сигналами, сменяющими плач и крик на третьем месяце жизни. Развитие фонематического слуха и моторных компонентов речепроизводства протекают интенсивно до подросткового возраста и связано с сенсорной организацией и сенсорным развитием личности.

Второй - овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Примерно с трёх лет начинается овладение синтаксисом и грамматической формой слова. Лексика и синтаксис совершенствуются на основе письменной речи.

Третий - овладение семантикой (смысловой стороной) языка. Углубленное овладение семантикой наиболее ярко выражено в период школьного обучения, и особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются мировоззрения, высшие чувства. Семантическое значение слов языка приобретает смысл для личности и начинает сознательно регулировать поведение.

Язык - объективное явление жизни общества, он один для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми. Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка. Речь - психическое явление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней. В общении человек использует незначительную часть языкового богатства, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность.

1.2 Функции речи

Для того чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, состояние и т.п. Эта функция речи называется сигнификательной. Эта функция отличает речь человека от коммуникаций животных. Звук, издаваемый животными, не означает объекта, он выражает состояние страха, голода, довольства. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в общении основывается на единстве сигнификации.

Второй функцией речи является обобщение. Слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и явлений всегда носителем их существенных признаков.

Функцией обобщения слово тесно связывается с мышлением. Речь является формой существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно - логического мышления. Слова (понятия), предложения (суждения) имеют различную степень обобщения. Например, слово «транспорт». Степень обобщённости понятий и суждений - важнейший элемент в мыслительной деятельности и в передаче знаний.

Третьей функцией речи является функция коммуникации - передачи знаний, отношений, чувств. Коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Воздействие через внешнюю речь в ряде профессий - писателя, агитатора, преподавателя - является ведущим видом деятельности.

В коммуникативной функции речи можно выделить 3 стороны: информационную, выразительную, волеизъявление.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения. По голосу человека определяют, спокоен он или взволнован, сердится или благополучно настроен.

Волеизъявление направлено на прямое подчинение действий слушателя замысла говорящего. Эта сторона коммуникативной функции тесно связана с выражением в речи мысли, чувств и отношений.

1.3 Физиологическ ие основы речи

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в 3-х видах: слышимое, видимое, произносимое слово.

Когда мы говорим, то от голосовых связок поступают сигналы в речевые зоны коры, благодаря чему дополнительно контролируется произносимая речь. При чтении происходит незаметное для нас напряжение голосовых связок. Слушая речь, мы проговариваем её про себя, особенно когда понимание содержания затрудненно. И.П. Павлов назвал кинестизические ощущения, поступающие в мозг от речедвигательного анализатора, «базальными компонентами речи».

Рассматривая физиологическую сторону речи, следует особо подчеркнуть, что она не сводится к второсигнальному рефлексу. Рефлекс на словесный раздражитель может быть выработан и у животных. Например, реакция домашних животных на кличку.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведёт к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и связанными со всей деятельностью нервной системы. Выделяют слуховой анализатор речи (центр Вернике). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла. При поражении двигательного анализатора (центр Брока) больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи. Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании её отдельных слов.

2 . Виды речи

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

1. Диалогическая речь.

Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен репликами. Психологически диалог является наиболее простой формой речи. Во-первых, диалог - речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе её уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать своё отношение и быть понятым собеседником. Во-вторых, диалог ведётся при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом. В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, изменяет свою направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нём.

Тематически направленный диалог называется беседой. В беседе один из участников или вся группа ставит цель обсудить и выяснить определённый вопрос. Такая цель отсутствует в обычном диалоге. Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздействие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие. Умелый подбор вопросов позволяет превратить беседу в метод психологического и социологического исследования.

2. Монологическая речь.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической

Монологическая речь протекает также в общении, но характер общения меняется: монолог непрерывен, поэтому экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим.

В монологе по сравнению с диалогом наиболее существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь - связная, контекстная. Монолог подчиняется последовательности и доказательности. Другое условие, обеспечивающее связность мысли, - грамматически безукоризненное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз.

Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Скороговорка, невнятное произношение, монотонность, незаметные в диалоге, бросаются в глаза в монологе. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность создаётся за счёт голосовых средств. Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов.

Наиболее древней формой монолога является устный рассказ. В рассказе говорящий передаёт в описательной форме виденное, слышанное или познанное им. Народные сказители былин, сказок - лучшие представители рассказа.

В отличие от рассказа, в лекции не только даётся описание явлений, но и осуществляется поиск причинно-следственных связей, ведётся доказательство тех или иных научных положений.

Доклад - продуманное устное сообщение по определённому вопросу, основанное на сообщение фактического материала и его обобщении. Задача речи иная - она должна пробуждать определённую мысль и доходить до сердца слушателей. В речи объясняется, разъясняется что-либо по поводу события, случая, торжества. Задача выступления нередко заключается в том, чтобы непосредственно воздействовать на поведение слушателей.

Монологическая речь, выступление перед аудиторией не допускает чтение с листа. Мысль и её речевое выражение у выступающего должны рождаться на глазах слушателей. Именно это и требует тщательной подготовки всякого выступления.

3. Письменная речь.

Первые шаги развития письменной речи связывают с попытками передать происшедшие события в рисунке. Этот этап в развитии письма называется идеографической речью. Позднее возникло иероглифическое письмо. Иероглифы обозначают предметы, целые месяцы, явления.

Вид письма, которым мы сейчас пользуемся, получил название алфабетического письма. Оно тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

Письмо вырабатывает новые психофизиологические механизмы речи. Слова воспринимаются глазом, а производятся рукой. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего его, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, «вживание» читателя в текст.

Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и в наших условиях является необходимым элементом воспитания каждого человека.

4. Внутренняя речь.

Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь своеобразна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь очень сокращена, свёрнута, почти никогда не существует в форме полных, развёрнутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развёрнутых словесных формулировок. К помощи развёрнутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращённой внутренней речи, понятной для себя, к развёрнутой внешней речи, понятной для других.

Эксперименты показывают, что при решении сложных мыслительных задач процесс внутреннего проговаривания увеличивается во времени. Отсюда следует вывод: когда учащиеся обдумывают новый и сложный учебный материал, учитель не должен их торопить.

язык мышление речь

3. Развитие речи у детей

Речь ребёнка складывается под решающим влиянием речевого общения с взрослыми, слушания их речи. На первом году жизни ребёнка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи подготовительный, до речевой. Ребёнок второго года жизни начинает овладевать речью, но в его речи нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребёнок уже строит предложения. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на третьем году жизни, а к шести годам жизни ребёнок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью. У детей школьного возраста речь - это и средство общения, и средство усвоения системы знаний. В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются все виды речи школьника.

Овладение чтением проходит несколько этапов. Сначала школьник знакомится с названиями букв и соответствующими ими речевыми звуками. Затем синтезируются буквы в слоги, слоги в слова. В дальнейшем синтезируются элементы слова. На этой стадии наблюдаются ошибки, так как школьники торопятся прочитать слово до того, как различат его составные элементы. Наконец, процесс чтения у школьников начинает опираться на быстрое различение и соединение элементов слова. Это этап беглого и правильного чтения. Скорость чтения от класса к классу заметно нарастает. Надо развивать и обогащать словарь детей, учить их находить основную мысль рассказа, значение наиболее важных слов и предложений, в которых выражена эта мысль. Для этого детей учат составлять план прочитанного рассказа, подыскивать наиболее точные заглавия для абзацев, частей и т.п.

Почти одновременно с овладением навыками чтения происходит и овладение навыками письма. Трудности при овладении техникой письма обусловлены тем, что мелкая мускулатура руки ребёнка развита ещё недостаточно. В связи с этим почерк длительное время остаётся крупным и угловатым, форма букв не всегда правильная, расстояния между буквами и словами произвольны. Для предупреждения этого полезно упражнять мускулатуру кисти руки ребёнка, давая ему задания по лепке, рисованию, шитью и т.п. Необходимо практиковать списывание с образца, причём дети должны зрительно контролировать каждую написанную букву.

Правила произношения ребёнок усваивает до обучения письму. Поэтому он стремится писать слово так, как его произносит. Для успешного усвоения правил орфографии необходимо добиваться, чтобы ребёнок членораздельно по слогам проговаривал про себя слова, которые он пишет.

4 . Единство мышления и речи

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство.

Мы иногда ищем и не находим слова для уже имеющейся и ещё словесно не оформленной мысли; мы отбрасываем подвернувшиеся нам слово как неадекватное нашей мысли: единое содержание мысли регулирует её словесное выражение. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь благодаря своему отношению к мышлению. Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь - не просто внешняя одежда мысли. Речь служит не только для выражения, передачи другому уже готовую без речи мысль. Речь нечто больше, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи; логика - структуру мышления; они не тожественны.

Эксперименты показали, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное - так, что словесная формировка сохранилась в памяти, а её смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе ещё не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить её. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то, что единство мышления и речи не может быть истолкована как тожество.

Итак: 1) между речью и мышлением существует не тожество, не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности;

2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления;

3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема взаимосвязи речи и мышления. Понятие о мышлении. Развитие мышления. Связь мышления и речи. Физиологические основы мышления и речи. Речь и её функции. Развитие речи. Теоретические проблемы возникновения речи. Взаимосвязь мышления и речи.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Понятие речи. Взаимосвязь речи и мышления. Интонация. Система фонем. Артикуляционные и акустические признаки звуков речи. Нарушения звукопроизношения. Временные задержки развития речи. Нарушения речи при снижении слуха. Заикание. Нарушения голоса.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2009

    Индивидуальные особенности мышления и восприятия. Анализ феномена речи как психического процесса. Исследование развития и взаимосвязи речи и мышления у детей дошкольного возраста на примере МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №18" г. Курска.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Характеристика речи. Высшая нервная деятельность человека. Мозговая организация речи. Нарушение речи. Модели порождения речи. Речь у детей. Психология речи. Физиология речи. Рефлекторный характер речевой деятельности.

    реферат , добавлен 18.08.2007

    Проблема взаимосвязи речи и мышления. Механизмы речемыслительной деятельности. Общая характеристика мышления, а также понятие и сущность речи в психологии. Современные взгляды на взаимосвязь речи и мышления. Извлечение фонологических форм для лемм.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Развитие сенсомоторных функций при нормальном онтогенезе. Роль двигательного анализатора в развитии речи. Взаимосвязь между развитием сенсомоторных функций и уровнем развития речи.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Речь и мышление как психологические понятия. Речь и ее функции. Основные формы мышления. Бихевиористская модель порождения речевого высказывания. Взаимосвязь речи и мышления. Практические рекомендации по профилактике мыслительных и речевых нарушений.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Речь как основное средство человеческого общения и мышления, ее значение, основные характеристики и типы, функции и качества. Взаимосвязь и особенности письменной и устной речи, ее синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2014

    Речь как основное средство человеческого общения. Полифункциональный характер речи. Внешняя речь как средство общения, внутренняя речь как средство мышления. Виды речевой деятельности и их особенности. Теории развития речи, основные виды ее нарушений.

    реферат , добавлен 29.09.2010

    Мышление, как высший уровень познавательных процессов. Разновидности и сущность мышления. Структура и мотивы мыслительного процесса. Связь речи и мышления. Разновидности и специфика внутренней речи. Сущность письменной речи как атрибута делового общения.











Общественная сущность языка. Социальные факторы в развитии системы языка.

Общественная функция языка проявляется в том, что он подвержен влиянию социальных факторов это влияние наиболее заметно в фонетической истории языка. В результате влияния соц. Факторов на синтаксис появляются новые словосочетания. Наиболее сильному влиянию социума подвержен словарный запас. Переход слов в пассивный запас, появление неологизмов. О связях языка и общества свидетельствует стилистическая дифференциация языка: зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности языка и от потребности общества. Разные функциональные системы используются в науке делопроизводства. Реакция общества на язык проявляется в социальной дифференциации. Язык объясняется неоднородностью общества. Территориальные и социальные диалекты являются коррективной независимой от воли отдельных представителей не исключается влияние общества (государства) на язык. Способствующая более эффективному функционированию языка (усовершенствование орфографии, пунктуации).

Понятие знака. Основные свойства знаков.

Современная лингвистика основана на понятии знаков Фердинандом Де Соссюром. Любой знак служит средством передачи информации (информативность знака), чтобы выполнить данную функцию, знак должен быть воспринимаемым (материальным). Материальное явление может служить знаком, если человек имеет возможность представить данное явление в двух состояниях. Знаки не создаются каждый раз заново, а воспроизводятся (воспроизводимость знака). Знак отсылает к объекту действительности, который называется рефлекторным. В этом состоит его референциальность. Сам знак как материальное явление и референтный не связанны между собой. Знак може иметь другое значение. Данное соотношение является условностью знака. Другой аспект знака, соотнесенный с условностью состоит в непроизвольности в социальном коллективе. Любая знаковая система может эффективно функционировать только тогда, когда знаки воспринимают одинаково всеми членами коллектива. Условность знака проявляется в момент его введения. Степень обязательности знака зависит от длительности его функционирования и количества людей которые пользуются этим знаком. Еще одним свойством знака является его противопоставление другим знакам по форме и содержанию.

Типология знаков.

1. Знаки иконы – связанны с объектом, отношением подобия или сходством (мотивированный знак), копия документов или отпечатки пальцев.

2. Знаки индексы – устанавливают факт физической связи между предметом и знаком. Связь формы и содержания этих знаков основано не на сходстве, а на близости в пространстве или во времени, (дым означает наличие огня). Эти знаки всегда связаны с определенной ситуацией могут быть звуковыми (звонок – начало/конец пар) зрительные (красн. огонь маяка)

3. Знаки символы – их форма не дает представления о содержании. Связь устанавливается производно по соглашению. Содержание таких знаков образно мотивированны (красный крест – медицина). Вторичные знаки (субституты) замещают не предмет, а первичный знак (фонема – знак, буква – субститут). Наиболее известны математические знаки, дорожныею. Эти знаки могут образовывать особые знаковые системы (эсперанто).

Вспомогательные языки.

Языковые контакты ведут к образованию вспомогательных языков – гибридные языки с бедным словарем минимальной грамматикой. Для участников коммуникации вспомогательный язык не является родным, он имеет функцию тематического ограничения, среди таких языков различают: лингва-франка, пиджины и коины.
Лингва-франка- торговый язык сложившийся в средние века в средиземноморье, как средство общения арабских и турецких купцов с европейцами. В современности социолингвистический термин расширил свое значение и стал обозначать любой контактный язык в межэтническом общении.
Пиджин – язык торговых и деловых контактов в основе котрого лежаит смешение элементов одного из европейских языков (англ.и франц.) он использует европеский словарь, фонетику и грамматику. В функциональном отношении пиджины могут оспользовать как лингва франка т.е. в контактах представителей разных метсых этносов. Пиджин который стал родным для данного этноса называют креольским языком.
Койне - – устный язык межплеменного и наддиалектического общения.

Единство и особенности языка и мышления.

Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:
а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;
б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и общения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между языком и мышлением существуют определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.
Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.
В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.
В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.
Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление воздействует на язык. Это осуществляется следующим образом:
- мышление предоставляет содержательную основу для языка, для речевых выражений;
- мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;
- в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепляемых в языке, опыта его употребления;
- мышление определяет уровень языковой культуры;
- обогащение мышления (изменение и уточнение содержания и объема понятий, обоснование новых понятий и т.п.) ведет к обогащению языка (появлению новых слов и словосочетаний, уточнению их смысла и значения и т.п.).
С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям:
- язык является средством формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;
- язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова тех или иных мыслей у партнера, их выражение во внешней речи. Тем самым мысль одного человека становится доступной для других людей;
- язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;
- язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;
- язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, средством прямого, а чаще всего - косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);
- язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.
Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно: они находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление.
Формы и средства мышления, являясь идеальными образованиями, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием речевых средств. Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь: каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот.