Роль сказки в психическом развитии ребенка. Психология энуреза. потенциал народной сказки

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

  • Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
  • Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?
  • Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
  • Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?
  • В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Для годовалого самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.


Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.


Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.


Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение.

Обсуждение

Статья имеет название "Роль сказки в психическом развитии ребенка", а не "Какую сказку выбрать"

27.05.2013 19:46:06, habra4

Уважаемая Элла! Я мать одиночка,на вопрос сына где наш папа, я когда-то ответила, что он улетел в космос.Теперь мой сын(ему 5 лет),глядя на небо меня спрашивает-когда папа вернется из космоса.Я каждый раз придумываю разные истории, что папе надо посчитать все звезды, ит.д.Как долго он сможет верить в эту сказку и стоит ли дальше придумывать сказочные истории про папу космонавта.

30.09.2003 10:43:18, марина

Элла, а вы сами сказки сочиняете? Ну и рассказали бы что-то для примера.

Согласна с Еленочкой! Уважаемая Элла, если можно - добавьте примеров, самых разных))

16.04.2002 12:13:47

Уважаемая Элла, в вашей статье не хватает предметности: не указан ни один пример подходящих сказок для разных возрастов.Стоило ли тогда вообще писать статью, если в ней одна "вода", ведь ее читают не Ваши коллеги по профессии, а простые мамы.

уважаемая Элла! Моей дочери год и 8, я, когда укладываю её спать, иногда рассказываю о дрёме, добром старичке, который ходит и разносит деткамсны. Она слушает очень внимательно, повторяет за мной имя и указывает за окно. Вот я подумала, а не вредно ли ребёнка окружать такими выдуманными персонажами, помещать её в нереальный мир? И не слишком ли она мала, не пугает ли её этот образ, хотя я всё время повторяю, что он добрый? Вдруг ей ещё не понятно такое абстрактное слово - добрый?

Элла! Когда Глебу было 4-5-.., он отказывался слушать сказки с того момента, когда кто-нибудь не слушается. "Все, дальше все будет плохо." Никакие уговоры, что все хорошо закончиться, что дальше интересно не помогали. В 6-7 лет не принял Карлсона и Тома Сойера, так как "они плохие". Позже все-таки прочитали. Он очень осторожен и до сих пор (почти 11) очень послушен. (Бывают изредка небольшие исключения). Доходит до того, что не поднимает упавший колпачек от ручки - а то поругают. Ручку (возможно поэтому же) из рук не выпускает. Мне это кажется чрезмерным, а что делать и надо ли что-то делать, не понятно...

Уважаемая Элла, помогите пожалуйста советом. Проблема в следующем: мой 4-х летний сын изменил свое отношение к отцу, с которым видится раза 2 в месяц (мы не живем вместе много лет). Я всегда поощряла его восторги в отношении отца, желание во всем походить на него, уверяла, что папа любит тебя. Полагала, что ребенок должен осознавать, что у него как у всех есть отец. Но последнее время отношения между ними ухудшились: папа обещает приехать и не сдерживает обещание (у него новая семья, в которой растет дочь на 2 года младше моего сына), сан очень обижается. Когда отец все же приезжает - дуется на него и ведет себя агрессивно. Не знаю что делать: то ли убеждать, что папа хороший, просто у него много работы (сын не знает о своей сводной сестре), то ли объяснить все как взрослому человеку (конечно в щадящем "режиме")?

30.01.2001 14:56:02, Елена

Комментировать статью "Роль сказки в психическом развитии ребенка "

Еще по теме "Роль сказки в воспитании детей":

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия Посоветуйте, пожалуйста, книги о детях, о дружбе, о жизни, чтобы ребенок брал с героя пример. Мальчику почти 7, сам еще не читает, т.е...

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые слова, содержание... Роль сказки в жизни ребенка.

Раздел: Отцы и дети (бывшая жена приучает ребенка к новому мужу). Новые мужья и их роль в воспитании детей. А вот возник у меня неоднозначный вопрос. Имеет ли право новый муж воспитывать детей своей жены от предыдущего брака?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Подскажите пожалуйста какой-нибудь стишок, чтобы 2-3 ребенка -второклашки смогли по ролям почитать.

Сказки про Вашего ребенка. ...затрудняюсь выбрать раздел. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Ребенок с РАД и тяжелым прошлым. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства Отставание в психическом развитии, при этом моторика как у обезьянки (это только сравнение). Вопрос- как помогать ребенку и не...

Живу в Эстонии, ребенок с ЗПР, в свои 4 года еще не говорит. Генетики ничего не нашли. Рекомендовали только отдать в садик, в котором есть группы для детей с проблемами. В том то и дело, что несмотря на это прогресса в психическом развитии нет (физическое медленно...

Вот ведь. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки? Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами слова, и сказка подхватит вас и вашего ребенка и...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и А Курочка в роли прорицателя - "не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко - не отличие мифов от сказок. Школа. Ребенок от 7 до 10. Сказки о животных либо забытые мифы...

Как заниматься с ребенком с ЗПР?. Опыт усыновления/опеки/патроната. Усыновление. Не секрет, что ЗПР частый диагноз в домах ребенка, у нашего малыша он тоже есть, особенно в речи Просто гладьте, держите на руках, целуйте, обнимайте, пойте песенки и читайте сказки.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие Скажите, пожалуйста, когда Вы стали читать детям более сложные сказки - Кот в сапогах, Снежная королева...

Кирюшин Сказка о мишке Форте. Музыка. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение Когда-то Кирюшин разместил на своём сайте тексты по поводу раннего развития юного музыканта. К сожалению в Риге ничего из книжек...

Роль сказки в жизни ребенка. Литература. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Роль сказки в жизни ребенка. Сын не любит сказки. - Как научить ребенка любить книгу?"

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Конференция " Детская психология". Раздел: Психология сказки. Сколько ж крови попортил мне в детстве коврик над кроватью с...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Стихи-диалоги, рассказы-диалоги - прошу помощи. Вы замечали, что многим детям очень нравятся Их можно читать по ролям (с педагогом, с мамой, с товарищами по группе обучения), можно...

Сказку "Медведь- липовая нога" знаю от мамы, как народную, совсем не так как у вас описана. Это была моя одна из самых любимых сказок, до В моем воображении выписовывались очень уютные картинки, сказка была страшная, но добрая и с хорошим концом (мне так казалось).

сказки про роботов. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия...

Конференция " Детская психология" " Детская психология". Раздел: Психология сказки (Ниже затронулась тема сказок и как и какие детям читать/показывать). >Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка? >

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Конференция " Детская психология" " Детская психология".

Эти сказки НАСТРОЕНЫ на развитие ребенка определенного возраста. Это - база психического развития. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста. Говорит сложные предложения, называет все предметы.

Сказкотерапия для дошкольников - современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке.

В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т.д.

Рассмотрим виды сказок, которые используются в качестве материалов для терапии:

  • - развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы;
  • - народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку;
  • - диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и, возможно, боязливая;
  • - психологические сказки создают специфические условия для ребенка,

которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др;

Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок - медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников:

  • - простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
  • - содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;
  • - содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
  • - передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
  • - знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Мы знаем, что сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь, что способствует развитию не только творческого воображения детей, но и ещё творческих способностей. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказки являются одним из поучительных моментов и практически каждая сказка дает жизненный урок, что особенно важно для ребенка.

Многие родители, читая сказки своим деткам, не осознают, какое значение они имеют в развитии ребенка. Однако, сказка выполняет оду из воспитательных функций. Слушая сказки, ребенок приобретает жизненный опыт, развивает воображение и образное мышление.

Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивают фантазию, знакомят малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения.

Рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.

Дети, которым в детстве постоянно читали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Такие дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Таким образом, для того чтобы ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, необходимо читать ему сказки.

Лучше всего читать детям сказки как можно чаще и как можно дольше: стоит помнить о том, что сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

При этом очень важно правильно выбирать время для чтения сказки. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на обучение, на игру, его фантазия, воображение смогут работать без помех.

Одна и та же сказка может быть (и должна быть) прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл. Наступит момент, когда сказка малышу станет неинтересна - это значит, что он разгадал для себя ее смысл. Впрочем, можно эту же сказку прочитать опять через некоторое время, вполне возможно, что чуть повзрослевший ребенок воспримет ее совершенно по-другому, откроет для себя что-то новое.

Проанализировав литературные источники, можно краткими тезисами сформулировать значение сказки в жизни ребенка:

  • - Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность. Сказка открывает простор для детского творчества, она развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека;
  • - Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное;
  • - Осмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Они формируют определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах;
  • - В сказке передается опыт многих поколений, в ней отражается культура и самоценность народа;
  • - Восприятие сказочных действий помогает активизировать уже имеющийся жизненный опыт ребенка;
  • - Происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы сказок, историй, притч. Это очень доступно ребенку. При слове “волшебство”, “волшебное” сразу возникает интерес, восторг. Причина такой реакции - особая положительная мотивирующая семантика народного и авторского творчества;

Таким образом, мы видим, что сказка создает условия для максимальной реализации потенциала ребенка. Она несет как развивающий, так и коррекционный потенциал.

Жизнь людей многогранна, потому и сюжеты сказок многообразны.

  • - Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Дети дошкольного возраста идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут детям жизненный опыт.
  • - Бытовые сказки.
  • - Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьмы, упыри, лешие, оборотни, вурдалаки и прочая нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
  • - Волшебные сказки. Это наиболее увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает “концентрат” жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.

Сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро), а значит, станет более счастливым...

Сказка создает условия для максимальной реализации потенциала ребенка. Работа с ребенком по материалам сказки, а именно беседы с ребенком по сюжету сказки, выполнение ребенком заданий на воображения способствует развитию уровня творческого воображения.

Выводы по главе 1. Итак, развивая творческое воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Если ребенок физически и психически здоров, а с ним вдруг начали происходить неприятности по ночам, то основная причина - в ощущении им психологического дискомфорта, вызванного неудовлетворением родителями потребности ребенка в любви, эмоциональной близости, полном принятии его личности и неправильно выбранной стратегией воспитания.

Психологическое обследование детей, страдающих энурезом, показывает, что существуют следующие категории маленьких пациентов, нуждающихся в психологической помощи:

    дети, страдающие от недостатка внимания, ласки, эмоциональной близости с родителями, особенно, с мамами (у девочек, начиная с 4-х лет, причина может быть в негармоничных отношениях с папой);

    дети, болезненно переживающие разлад между родителями, отсутствие тепла и уюта родительского дома;

    дети, испытывающие сильное давление родителей, предъявляющих к ним чрезмерно завышенные требования.

Дети, относящиеся к первой категории, бессознательно используют приемы ночного контроля за родителями, чтобы показать им, что те недостаточно хорошо заботятся о них днем.

Дети второй категории своим нарушением пытаются соединить родителей, хотя бы у своей постели. Если родители не принимают сигналы, исходящие из подсознания ребенка, он может заболеть более серьезно.

Если особенности темперамента мамы не совпадают с особенностями ребенка (импульсивную, активную мать раздражает робкий, погруженный в себя сын), и ее взгляды на воспитание не соответствуют его сущности, то вместо того, чтобы помогать ребенку найти себя, она будет "вкладывать" в него свои представления об окружающем мире. Ночное недержание мочи у детей, относящихся к третьей категории - это бессознательное избавление от навязчивого давления родителей.

Удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, гармонизация отношений между родителями, любовь к ребенку и признание его права быть самим собой - лучшее лекарство от ночных неприятностей.

Элла Прокофьева, [email protected], детский психолог

Роль сказки в психическом развитии ребенка

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

    Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?

    Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?

    Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?

    Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?

    В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Для годовалого младенца самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.

Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение

Наталья Лаенко
Консультация «Роль сказки в развитии детей»

Консультация "Роль сказки в развитии детей ".

"И нельзя без сказки нам прожить друзья ,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче , отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть. "

Сказка - как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка . " Через сказку , фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка , фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами" - так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как "добро" и "зло" - очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок . Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка - одно из доступных средств для развития эмоции ребенка , взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок - это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки , вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки - и это несомненно будет лучшим "тренажером" в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны . От развития фантазии до развития правильной речи . Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей . Она на доступном языке учит детей жизни , рассказывает о добре и зле . Дети легче понимают сказку , чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку . Читая и рассказывая сказки , взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки , быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов , предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей . Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку . Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей . Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей . Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке . Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки , прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге . Актуальность применения сказок , связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей . Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется , если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне . Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций , формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка . Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова , предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников . Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка . Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей . Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль . Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой , скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша . Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом - чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку , задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Роль сказки в развитии ребенка

Сказка... У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом.

Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.

Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.

Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

При этом очень важно правильно выбирать время для чтения сказки. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на обучение, на игру, его фантазия, воображение смогут работать без помех.

Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу.

Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами, она станет еще интересней для вашего ребенка.

Одна и та же сказка может быть (и должна быть) прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл. Наступит момент, когда сказка малышу станет неинтересна - это значит, что он разгадал для себя ее смысл. Впрочем, можно эту же сказку прочитать опять через некоторое время, вполне возможно, что чуть повзрослевший ребенок воспримет ее совершенно по-другому, откроет для себя что-то новое.

Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.

В любом случае сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро), а значит, станет более счастливым...

Популярные статьи раздела «Сказки»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...