Правило движения велосипедиста по дороге. Правила езды на велосипеде по дорогам общего назначения. Что говорят правила дорожного движения про сигналы поворота

Так называемый велосипедный бум пришел к нам не так уж давно – повальное увлечение велосипедами всех видов и значительное увеличение данного вида двухколесного транспорта на улицах началось всего около десяти лет назад, придя к нам из Европы. Продвинутые европейцы раньше нас поняли, что езда на велосипеде – это не только очень удобно, но и весьма полезно. Причем польза эта касается не только здоровья, ведь велосипед является экологичным средством передвижения, а еще на нем удобнее и быстрее всего можно передвигаться по городу во время пробок. Также владельцу велосипеда не приходится тратиться на бензин, что заметно экономит финансы, ну а кроме этого, у велосипедистов нет проблем с физической нагрузкой и лишним весом – а эта проблема в последнее время стала насущной для многих.

Одним словом, велосипед – это здорово! Однако в этой большущей бочке меда есть ложечка дегтя: с увеличением на наших дорогах велосипедистов увеличилось и количество с их участием. Эта тенденция не может не беспокоить, поэтому самое время напомнить велолюбителям о том, что и для этого несложного и доступного вида транспорта есть свои правила.

1. Какие правила должен знать велосипедист

Несмотря на то, что велосипед приводится в движение не лошадиными, а человеческими силами, он все-таки является транспортным средством, и на него распространяются все соответствующие правила дорожного движения (все то, что касается немеханических транспортных средств). Поэтому велосипедисты, как и все остальные участники дорожного движения (автомобилисты, мотоциклисты, водители гужевого транспорта и пешеходы), обязаны знать, придерживаться и выполнять все ПДД.

Для того чтобы безопасно ездить, велосипедисту необходимо, в первую очередь, тщательно следить за полной исправностью своего транспортного средства – велосипед, помимо всех важнейших деталей, таких как исправные тормоза, руль и прочее, должен быть также оснащен и другими весьма важными при движении по дорогам деталями. К ним относятся светоотражатели (спереди, сзади и по бокам), работающие в темное время суток фонари, а также исправный звонок (или что-то еще, способное подать звуковой сигнал). Велосипедист должен следить за тем, чтобы выделить свое транспортное средство на проезжей части: и велосипед, и велосипедист должны быть хорошо видны со стороны всем другим участникам движения.

При этом велосипедист должен соблюдать все требуемые от участников дорожного движения, и, в частности, транспортных средств, правила. К ним относятся соблюдение скоростного режима на дорогах (относительно велосипедистов действует по большей части рекомендация не ехать слишком медленно), выдержка оптимального бокового интервала и относительно других ТС, соблюдение указаний дорожных знаков и дорожной .

Для водителя велосипеда актуальнее всего будут знаки приоритета, знаки особых предписаний (сообщающие об одностороннем движении, движении маршрутных ТС, знаки, указывающие направления движения и так далее), знаки запрета въезда и поворотов. Все прочие знаки велосипедист также обязан знать и соблюдать. То же самое относится и к дорожной разметке – при езде на велосипеде точно так же, как и на другом транспорте, нельзя пересекать сплошную линию, запрещена стоянка в местах, размеченных желтым цветом, следует пропускать пешеходов на "зебре". Кроме этого, велосипедист должен знать, как правильно двигаться в группе, а главное – быть очень внимательным на дороге и обладать хорошей реакцией.

2. Отдельные полосы для велосипедистов

Прежде всего, водитель велосипеда должен определить, по какой именно части дороги ему следует передвигаться. В первую очередь все велосипедисты обязаны выбирать для движения велосипедную или велопешеходную дорожку, а также специально отмеченную на проезжей части полосу для велосипедистов. В случае отсутствия таковых езда на велосипеде осуществляется по проезжей части, попутно с другим транспортом (автомобилями, мотоциклами), держась по возможности правее и не мешая другим участникам дорожного движения. Отклоняться влево или выезжать на встречную можно исключительно в случаях, прописанных в ПДД (к примеру, при объезде препятствия).

Также велосипедист может ехать по обочине, а в некоторых случаях и по тротуару – по большей части при сопровождении или перевозке ребенка до семи лет. При выборе маршрута водителю велосипеда рекомендуется отдать предпочтение улицам и дорогам с по возможности менее интенсивным движением и низким трафиком – это сделает езду более безопасной и легкой, а также поможет избежать аварийных ситуаций.

3. Возрастные ограничения для велосипедистов

Стоит помнить, что по проезжей части дорог или специальной велосипедной полосе разрешается движение исключительно велосипедистов старше четырнадцатилетнего возраста. Дети школьного возраста (от 7 и до 14 лет) могут ездить по велодорожкам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон и по тротуарам. Для велосипедистов, которые не достигли еще семилетнего возраста, допускается движение только вместе с пешеходами там, где имеется для этого возможность.

4. Проезд перекрестков и пересечение дороги

При велоезде на перекрестках и пересечениях дорог для водителей велосипедов также имеются свои нюансы. Велосипедисты должны соблюдать все правила проезда перекрестков: учитывать приоритетность выбранной дороги, следовать дорожным знакам и разметке, реагировать на соответствующие сигналы светофора или регулировщика.

Необходимо помнить, что если с правым поворотом у велосипедиста проблем не возникнет, то поворачивать налево можно далеко не везде. Подобный поворот (а также и разворот) разрешен только на дорогах с одной полосой движения в каждую сторону и там, где нет трамвайных путей. Если велосипедисту запрещено поворачивать на перекрестке в нужную ему сторону, он должен спешиться и тем самым приравнять себя к пешеходам – то есть пересечь проезжую часть по зебре при разрешающем сигнале.

Поворачивая в какую-либо сторону, велосипедист должен информировать всех других участников движения о будущем маневре специальным сигналом (вытянутой в определенную сторону рукой).

5. Запреты для водителей велосипедов

Существует также ряд действий, которые в любом случае запрещены для водителей велосипедов. Велосипедистам, как и водителям мопедов, категорически запрещается управлять своим транспортным средством и не держаться при этом за руль даже одной рукой, перевозить широкогабаритный груз, мешающий другим ТС и пешеходам, ехать по пешеходным переходам. Что касается перевозки пассажиров, то это разрешено только в том случае, если велосипед специально оборудован для таких целей (например, имеется детское велокресло).

Абсолютно запрещено движение велосипедистов по скоростным и прочим автомагистралям, движение по которым разрешается только механическим транспортным средствам. Запрещается любая буксировка при участии велосипеда, помимо перевозки прицепа, предназначенного именно для эксплуатации велосипедистом. Еще стоит помнить о запрете левого поворота или разворота на определенного вида перекрестках, о чем уже упоминалось выше.


6. Штрафы за нарушение ПДД водителями велосипедов

В случаях нарушения ПДД велосипедистам, точно так же, как и всем другим участникам дорожного движения, вполне могут выписать соответствующий штраф. Штрафы для водителей велосипедов, конечно, немного ниже, нежели штрафы для автомобилистов, но все-таки они существуют и являются значительной неприятностью для велосипедистов-нарушителей.

6.1 Штрафы велосипедистам в РФ

К примеру, в России практически любое нарушение правил водителем велосипеда выльется последнему в сумму 800 рублей , при этом езда на велосипеде в нетрезвом состоянии потянет уже на большую сумму – размер штрафа в такой ситуации варьируется от тысяч и до полутора тысяч рублей.

6.2 Велоштрафы в РБ

В случае нарушения ПДД велосипедистом в Республике Беларусь ему могут выписать штраф в размере до 540 тысяч белорусских рублей , при нетрезвом вождении велосипеда сумма возрастает до 900 тысяч рублей . Ну а нарушения, которые создали аварийную ситуацию или же стали причиной ДТП, "оцениваются" уже до 1 миллиона 440 тысяч рублей. Велосипедисту, уехавшему с места аварии, грозит штраф в 3600000 рублей.

6.3 Штрафы водителям велосипедов в Украине

В Украине власти наиболее лояльно относятся к велосипедистам и штрафуют их в этой стране заметно легче – за любое нарушение действующих правил дорожного движения лицо, управляющее велосипедом, может быть наказано штрафом от 85 и до 136 гривен .

К самым распространенным и наиболее часто совершаемым нарушениям ПДД велосипедистами относятся движение там, где это запрещено или неправильное движение по проезжей части дороги. Нередкими также являются и все прочие несоблюдения правил движения, о чем водителям велосипедов следует знать и помнить.

Езда на велосипеде, за исключением некоторых специальных велосипедных видов спорта, предполагает движение по дорогам и улицам. Собственно, велосипед для этого и создан.
Живем мы в Кирово-Чепецке, так что велодорожек велосипедистам не дождаться, в обозримом будущем.
Движение на велосипеде по тротуарам запрещено Правилами дорожного движения (о чем многие и автолюбители, и велосипедисты не слышали) и крайне неудобно - пешеходы, бордюры, битое стекло.
На дорогах и улицах – год от года повышающаяся интенсивность автодвижения.
Куда же бедному велосипедисту податься?
Собственно, вариантов всего два.
Первый – кататься на специализированных горных велосипедах по пустым проселкам и тропинкам, когда не слишком сыро и не заметено снегом. Но и до этих мест добираться придется по автодорогам общего пользования.
Второй – кататься на любом велосипеде по любым дорогам, позаботившись о собственной безопасности.

Дорога – место повышенной опасности. Как же не стать пострадавшим или виновником ДТП?

Сначала – пассивная безопасность.

Разумеется, велосипед полностью исправен. Цепь и звезды не изношены, тормоза в порядке, втулки крутятся без перетяжки и люфта. Тросики тормозов и переключателей не разлохмачены, рубашки тросов внутри чистые. Ручки (грипсы) на руле не проворачиваются. Все болты и гайки затянуты. Шины соответствуют дорожному покрытию и накачаны по норме.
Сзади на велосипеде или на одежде, рюкзаке закреплен яркий фонарь красного цвета, впереди – яркая фара с белым светом, на спицах – оранжевые катафоты. При малейшем ухудшении видимости включаете фонари, не стесняетесь.
У вас удобная посадка. Не имеет смысла ехать по городу на шоссейном велосипеде в нижнем хвате – обзорность уменьшается, а аэродинамика в городе явно не на первом плане.
Вы одеты в специализированную велоодежду ярких цветов – и удобно, и на дороге вас за версту видно. Рекомендуемые цвета – лимонный, желтый, оранжевый, красный и т.п. А в темноте на вашей одежде сияют отражающие полоски – спереди, сбоку, сзади.
На голове – велошлем. На лице - спортивные очки. Мошка или песчинка в глазу на дороге опасны.
Помимо вашей заметности яркие велоодежда и велошлем говорят автомобилистам, что вы на дороге всерьез и надолго. Всего лишь изменение одежды с обычной на велосипедную повышает боковой интервал от обгоняющих слева машин на полметра-метр. А вам это и нужно.

А теперь - об активной безопасности.

Что и говорить, раз вы выезжаете на дорогу, то изучили Правила дорожного движения.
Вы знаете, что, согласно Правилам, помимо общих обязанностей, установленных для водителей транспортных средств, велосипедист должен выполнять и следующие:
24.2. Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Но, Правила - Правилами, а есть и неписаные законы. Один из них – ДДД - дай дорогу дураку. Будь вы сто раз правы, но если при свой правоте окажетесь на больничной койке, вам будет не легче.
Старайтесь видеть ситуацию на дороге и предугадывать ее развитие.
Все еще значительная часть водителей считает, что поскольку они едут на машине, а вы - на велосипеде (дурачок, беднота), постольку у них перед вами преимущество независимо от того, что указано в ПДД. Некоторые еще помнят пункт в давнишней редакции Правил, предписывавший велосипедистам двигаться не далее 1м от правой обочины.
Третьи полагают, что раз они едут по делу, а у вас на велосипедиках детство на седле играет, то вам на дороге не место.
Этих людей с низкой культурой, не владеющих знанием ПДД либо откровенно их нарушающих, можно узнать по нетерпеливым сигналам за вашей спиной либо по хамскому поведению на дороге.

Всем нам - и велосипедистам, и автомобилистам, и мотоциклистам, и трактористам - надо понимать: на дороге мы все равны, как в бане. Независимо от того – на чем, зачем, и с какой скоростью мы двигаемся. Все мы – участники дорожного движения.

Еще одна ваша задача – быть предсказуемым на дороге для других участников движения. Что это значит? А значит – никаких рывков влево-вправо, резких торможений, перестроений, запрыгивания на бордюры и спрыгивания с них. Видим на дороге яму – обозначаем направление поворота рукой и плавно, заранее, смещаемся в сторону для ее объезда, затем плавно возвращаемся обратно.
Чаще всего ямы, трещины, кучки песка и мусора тянутся по асфальту вдоль обочины. Если вы будете ехать, не прижимаясь к обочине, а заранее сдвинувшись ближе к середине правой полосы, то и поводов для виляний при объезде препятствий будет значительно меньше.
Это и будет называться – возможно правее. Зимой этим возможно правым местом будет колея от правого колеса автомашин. Ямы, песок, снег вдоль обочин не дают вам возможности двигаться еще правее.
Что будет делать разумный, соблюдающий ПДД водитель автомобиля в ситуации, когда он подъезжает к вам сзади, а вам правее некуда? Будет сигналами сгонять вас с дороги? Или попытается протиснуться в узкий зазор между вами и встречной машиной, тем самым создавая опасную для вашей жизни или вовсе аварийную ситуацию? Вовсе нет. Он подождет, когда пройдут встречные машины, когда закончится сплошная белая разделительная полоса, и затем спокойно вас обгонит. Ваша задача в этой крайне распространенной ситуации - ехать прямолинейно и сохранять спокойствие. При этом поглядывая назад – не все водители разумные.

Еще несколько распространенных аварийных ситуаций.

1. Автомобиль обгоняет велосипедиста слева и тут же поворачивает направо, в проезд, или на пересекаемую улицу, подставляя правый бок. Исходов два. Или столкновение, или вы тормозите от души и перелетаете через переднее колесо. И тут уж как повезет – в машину, под машину, или недолет. Ясно, виновник – водитель. А как избежать? Выход один – по городу не гнать на своей обычной скорости.

2. Велосипедист двигается возможно правее в правом ряду. У обочины – припаркованные авто. Когда велосипедист поравнялся с машиной, водитель или задний пассажир открывают дверь и встречают велосипедиста у себя в салоне. Понятно, кто виноват. Но что делать? Увидел стоящий у обочины автомобиль – покажи рукой сигнал поворота налево и перестройся, с тем, чтобы интервал от велосипеда до машины составлял метра полтора. И не торопиться, опять же.

3. Частая ситуация на трассе Чепецк – Киров. Велосипедист едет по правой полосе. Сзади – никого. Навстречу по своей полосе идут машины. Вдруг одна из них выезжает на встречную для себя полосу, на вашу, и пытается обогнать впереди идущие авто. Вы яркий и заметный, как клоун на манеже, но ваше присутствие на дороге игнорируется водителем обгоняющей машины. Лобовая атака. Таран. Можете почувствовать себя Гастелло супротив камикадзе. Или собакой – подрывником танков. Но без присвоения звания Героя.
Спастись можно, только спрыгнув на обочину. Что еще можно противопоставить суицидальному поведению?
К теме. Съехав на обочину, попытайтесь не упасть, устоять в песке или грязи, нужно плавненько остановиться. Не пытайтесь сразу же заехать обратно на проезжую часть. Там могут за это время появиться сзади машины. Кроме того, проезжая часть часто бывает выше обочины – без запрыгивания упадете на левый бок.

Много пунктов осталось за рамками, но для того, чтобы с вами на велосипеде все было в порядке, одним словом лучше Козьмы Пруткова не сказать: «Бди!».

В наше время велосипед становится все более популярным видом транспортом как для передвижения, так и для поддержания здоровой формы. Соответственно велосипедисты все больше взаимодействуют с другими участниками движения.

Несмотря на то, что езда на велосипеде процесс интуитивно понятный и не сложный, следует помнить и о таком немаловажном моменте, как соблюдение ПДД для велосипедиста.

ПДД – это правила дорожного движения, которые распространяются на каждого, кто использует дорожное полотно для движения.

Для начала стоит упомянуть, что велосипе, является транспортным средством, за счет мускульной силы человека, а сам велосипедист, согласно правилам, считается водителем двухколесного транспортного средства.

Спешившийся велосипедист, ведущий велосипед сбоку от себя, считается пешеходом с грузом, и может использовать для транспортировки не только тротуар, но и часть проезжей части. В последнем случае, необходимо двигаться по противоположному краю дорожного полотна, навстречу потоку машин.

Езда на велосипеде разрешена с четырнадцати лет — по велодорожкам, велозоне вдоль дороги и пешеходным тротуарам.

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Передвижение в колонне велосипедистов также имеет свои ограничения и правила.

К примеру, езда по проезжей части только в один ряд, допускается движение колонны велосипедистов в два ряда, если габаритная ширина не превышает 0.75 м, колона должна быть разделена на группы не более чем по 10 человек, а расстояние между ними должно составлять 80-100 метров, для облегчения обгона автотранспорту.

Велосипеды, самокаты, комплектующие

  • Прямая рука поднятая вверх с раскрытой ладонью означает «внимание» и используется в случаях, когда нужно дать знак колоне велосипедистов едущих сзади.
  • Прямая рука поднятая вверх, сжатая в кулак означает «движение стоп».
  • Левая рука поднятая вбок и согнутая в локте, означает поворот направо, также поворот направо можно показать вытянутой в бок правой рукой.
  • Правая рука, поднятая в бок и согнутая в локте, означает поворот налево, также поворот налево можно показать левой рукой вытянутой в бок.

Существует еще и ряд других знаков, которые уместны для предупреждения сзади едущих велосипедистов об опасности (яма, выбоина, преграда и пр.).

Этот знак обычно выглядит как вытянутая рука, указывающая на дорогу справа или слева от велосипедиста, показывая, с какой стороны лучше объехать препятствие.

Какие правила ПДД чаще всего нарушаются

Этот пункт слишком обширен, чтобы попробовать описать все нарушения велосипедистов.

Самыми распространенными нарушениями считаются неправильное пересечение пешеходного перехода, езда по тротуарам, между людьми, неправильное пересечение перекрестков, а также неожиданные повороты на дорогах в неположенных местах.

Ну и, конечно же, бич велосипедного движения – алкоголь, но это относится скорее к несознательным велосипедистам.

Действия велосипедиста после ДТП

К сожалению, передвижение по дорогам, имеет и негативные последствия, в виде возможного ДТП с участием велосипедистов и автомобилистов.

У многих складывается ошибочное мнение, что чаще всего виноват именно велосипедист, так как принято считать, что именно эта категория людей не владеет информацией о правилах дорожного движения.

В случае ДТП необходимо вызвать скорую помощь, и сообщить в полицейский участок о совершенном ДТП. При этом нельзя покидать место аварии и передвигать объекты столкновения (машина, велосипед). Желательно сфотографировать место происшествия и взять контактные данные очевидцев случившегося.

Необходимо дождаться сотрудника полиции, который сможет, изучив сложившуюся ситуацию, принять верное решение согласно спорных сторон участников аварии.

Ну, а в завершении хотелось бы добавить, что знаки ПДД для велосипедистов установлены не просто так, и если уделить определенное время на их изучение, то можно избежать множества .

Видео о ПДД для велосипедистов:

Велосипед, даже если он детский или подростковый — это все равно транспортное средство, а значит, по автомагистралям и улицам на нем ездить можно только соблюдая правила. Причем и общие ПДД, и правила движения для велосипедистов.

Вело-правила

В действующих сегодня правилах дорожного движения велосипеду дается соответствующее определение. Это транспортное средство на (минимум) двух колесах, приводимое в движение мускульной силой человека, на нем едущего. Велосипед двигается с помощью педалей или особых рукояток. А еще он может быть оснащен электродвигателем (изменение, внесенное в ПДД в апреле 2014 года). Однако максимально допустимая мощность электрического велосипедного двигателя не должна превышать 0,25 кВт при самой длительной нагрузке. Кроме того, такой мотор должен отключаться, если скорость велосипеда перемахнула за отметку в 25 км/ч.

И коль скоро велосипеды — это колесные транспортные средства, то все действующие ныне ПДД можно отнести и к регулированию их движения. Особенно раздел 24 упомянутых правил.

Требования для велосипедистов :

  1. Поддержание удовлетворительного (с технической точки зрения) состояния транспортного средства, находящегося в эксплуатации. Ведь правилами запрещено отправляться в дорогу на велосипедах, у которых неисправны, например, тормоза и/или рулевое управление.
  2. Нельзя садиться на велосипед в состоянии опьянения или под действием наркосодержащих веществ. Также запрещено передавать управление велотранспортом человеку пьяному или в любом другом неадекватном состоянии.
  3. По автомобильным дорогам и улицам запрещается ездить велосипедистам, которым нет 14 лет.

Где разрешено ездить на велосипедах

В раздел 24 настоящих правил дорожного движения в апреле 2014 года были официально включены сразу несколько пунктов, касающихся вело-движения.

Теперь велосипедисты старше 14 лет могут ездить:

  • по полосам на автомобильных дорогах, выделенным разметкой или соответствующими дорожными знаками для велосипедного и/или пешеходного движения;
  • по правому краю проезжей части;
  • по обочинам, а также тротуарам;
  • по пешеходным дорожкам.

Ехать надо в соответствии с каждым следующим из перечисленных пунктов списка, если отсутствуют предыдущие. Например, когда нет велосипедной или велопешеходной дорожки, можно двигаться по правому краю автодороги. Если же этот край мал или не подходит для езды, то выбирают обочину и т.д.

Специальные велодорожки

Из названных правил имеются исключения. Можно передвигаться на велосипеде:

  • по проезжей части, когда ширина вело-транспорта (или доставляемого на нем груза) больше 1 м;
  • по проезжей части в составе вело-колонны;
  • по дорожке для пешеходов или тротуару, сопровождая велосипедиста младше 7 лет, или с пассажиром того же возраста.

Нужно знать также, что справа по краю проезжей части вело-колонна может двигаться, образуя только один ряд. Однако такая колонна может состоять и из двух рядов, если ширина каждого транспортного средства в ней меньше или равна 0,75 м. При движении в один ряд в колонне велосипедистов предусмотрено распределение по группам, в каждой из которых должно быть не больше десятка транспортных средств, а при движении в два ряда — не более 10 пар ТС. Расстояние между такими вело-группами не может быть меньше 80 или даже 100 метров.


Движение детей на велосипедах

Ребята в возрасте от 7 лет до 14 лет могут двигаться на велосипеде по:

  • тротуарам;
  • вело- и велопешеходным дорожкам;
  • территории пешеходных зон.

Школьники-велосипедисты не могут кататься по:

  • дорожным полосам для велосипедов;
  • проезжей части;
  • обочинам.

Малыши до 7 лет по тротуарам, вело- и велопешеходным дорожкам, а также в пределах внутридворовых и специальных пешеходных зон могут кататься исключительно в компании пеших взрослых.

Дополнительные требования к велосипедистам

Помимо основных пунктов правил существует еще ряд доптребований, предъявляемых к лицам, управляющим велосипедами:

  1. Если велосипед в разрешенных для его проезда местах создает помехи прочим участникам движения, водителю необходимо спешиться.
  2. Спешившийся велосипедист обязан соблюдать правила движения, написанные для пешеходов.
  3. Быть внимательным к дорожным знакам, выделяющим для вело-движения специальные полосы.

Изменения-2015 в ПДД, касающиеся велосипедистов

С 2015 года велосипедистам с 14-летнего возраста, управляющим исправными ТС, разрешено ездить по полосам, выделенным на проезжей части автодорог для общественного транспорта.

Велосипед — транспортное средство (не считая инвалидных колясок), движимое мускульной силой человека, находящегося в это время на нём.

Пешеход — особа, которая берёт участие в дорожном движении не на транспортном средстве и не выполняет в это время работу на дороге. К пешеходам приравниваются особы, которые передвигающиеся в инвалидных колясках не имеющих двигателя, ведут мопед, велосипед, мотоцикл, везут санки, инвалидную или детскую коляску.

Обочина — выделенный конструктивно или специальной линией разметки на дороге элемент автомобильной дороги, прилегающий к внешней кромке проезжей части, находящейся на одном уровне с ней и не предназначенная для движения транспорта, кроме случаев, которые предусмотрены данными Правилами. Обочина используется для стоянки и остановки транспортных средств, движения пешеходов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек или в при невозможности передвигаться по ним), мопедов, запряжённых повозок и саней.

Права и обязанности пешеходов

Пешеходы, которые переносят крупногабаритные предметы или особы, передвигающиеся на инвалидных колясках без двигателя или ведут мопед, мотоцикл, велосипед, везут санки, если их движение по велосипедным или пешеходным дорожкам или обочине создаёт препятствия другим участникам движения, могут передвигаться по правому краю дороги в один ряд.

Правила дорожного движения для велосипедистов и водителей мопедов

1. Передвигаться по дорогам на велосипеде разрешено лицам, достигшим 14-ти летнего, а на мопеде 16-ти летнего возраста. Для водителей велосипедов и мопедов местными органами власти может введена специальная карточка, где размещается информация о водителе, при этом карточку водитель должен возить с собой.
2. Велосипеды или мопеды должны быть оборудованы звуковыми сигналами и светоотражателями: в передней части белого цвета, в задней части красного, по бокам оранжевого.
3. При движении в тёмное время суток или при плохой видимости на велосипеде необходимо включать фару, а на мопеде освещение.
4. Водители велосипедов и мопедов, которые передвигаются группами, обязаны ехать друг за другом, не создавая помех другим участникам движения. Колонна велосипедистов, передвигающаяся по проезжей части, должна быть разделена на группы, максимум 10 человек в группе и дистанцией 80 — 100 м между группами.
5. Водителям велосипедов и мопедов разрешается перевозить только такие грузы, которые не создают помех транспортным средствам и не создают помех другим участникам движения.
6. Если велосипедная дорожка пересекает проезжую часть за пределами перекрёстка, водители велосипедов и мопедов обязаны уступить дорогу другим видам транспортных средств, двигающихся по дороге.

Водителям велосипедов и мопедов запрещается

1. Передвигаться на велосипеде или мопеде с неисправным звуковым сигналом и неисправными тормозами. На мопеде запрещено передвигаться в темноте или плохую погоду с выключенным освещением, а на велосипеде без светоотражателей.
2. Велосипедам запрещено передвигаться по проезжей части при наличии велосипедной дорожки, а также двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей.
3. Запрещено передвижение по тротуарам и пешеходным дорожкам, исключение составляют дети до 7-ми лет только под присмотром взрослых.
4. Запрещается во время движения держаться за другое транспортное средство.
5. Велосипедистам запрещается передвигаться не держась руками за руль или снимать ноги с педалей при движении.
6. Запрещена перевозка людей на велосипеде, исключение составляют дети до 7-ми лет при наличии дополнительного сиденья, надёжно закреплённым на велосипеде и имеющим подножки.
7. Запрещена буксировка велосипедов или мопедов, а также прицепов, которые не предназначены для этого транспортного средства.

Расположение транспортных средств на проезжей части

Движение по дороге на мопедах, велосипедах, запряжённых повозках или санях разрешено в один ряд по правой крайней полосе наиболее близко к краю дороги, исключение составляет ситуация при объезде. Поворот налево или разворот разрешён на дороге с одной проезжей полосой движения в каждом направлении и без трамвайных путей посередине. Разрешено движение по обочине, если движение не мешает пешеходам.

Остановка и стоянка

Транспортные средства на проезжей части запрещено ставить в два и более ряда. Мотоциклы, мопеды и велосипеды не имеющие прицепа сбоку разрешается ставить не более, чем в два ряда.

Проезд перекрёстков

На нерегулируемых и регулируемых перекрёстках, водитель, который поворачивает направо или налево, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, двигающимся в том же направлении.

Световые приспособления

В условия с недостаточной видимостью, тёмное время суток, а также в туннелях должны быть включены световые приборы, независимо от степени освещённости дороги.

Знаки, относящиеся к велосипедистам. Кроме того велосипедисты в целях безопасности должны знать и другие дорожные знаки.

Велосипедная дорожка. Пешеходная дорожка. Движение велосипеда запрещено.


Дорожка для велосипеда и пешеходов. Раздельное движение велосипеда и пешеходов.

Выезд велосипедов на дорогу. Дорога для автомобилей. Автомагистраль.

Также читать на эту тему:

Они нас не любят ещё больше, чем своих коллег водителей на которых кричат в разных ситуациях на дороге. Десять причин из за чего автомобилисты не любят человека на велосипеде…

Своевременное реагирование на сложившуюся ситуацию поможет избежать столкновения и сохранит здоровье. Рассмотрим основные ситуации, которые могут возникнуть на дороге при движении на велосипеде…

Водитель автомобиля может не заметить велосипедиста из-за того, что психологически готов скорее увидеть пешехода, чем человека на велосипеде или не рассчитать дистанцию, потому что скорость велосипеда как минимум в два-три раза выше скорости пешехода…

На совмещённых велосипедно – пешеходных полосах или тропах разрешается передвигаться на велосипеде со скоростью не превышающую 15 км/ч…

Велосипедисты и собаки имеют давние отношения, также как и собаки с кошками. При поездках на велосипеде рано или поздно у каждого человека возникает проблема встречи с собаками…